Работа с текстом в школьных программах

Программы обучения в общеобразовательных школах, лицеях и среднеспециальных образовательных учреждениях имеют огромное количество отличий. Они различаются по типу преподнесения основ каждого предмета. Например, программу курса русского языка в старших классах разрабатывают с учетом особого внимания к тексту. Детальное обучение происходит через комплексную работу с текстом. Комплексная работа с текстом дает возможность выбора из многих заданий. Выбор осуществляется и учителем, и самим учеником. Выбирается то, что наиболее интересно, важно и полезно. Под комплексной работой с текстом понимается та работа, которая включает элементы филологического, лингвистического, речевого анализа, задания по фонетике, морфемике, лексике, морфологии, сочинение, несколько изложений.

Самый сложный момент в обучении детей — это творческая деятельность ученика. Учитель и преподаватель должны всячески оказывать старшекласснику помощь, помогая преодолевать, то что является самым трудным — обращение к дневникам, записная книжка. Письма писателей говорят о том, что очень многие писатели признаются, что при создании текста самое сложное — это найти удачное начало, труднее всего начало. Именно первая фраза, она как в музыке, дает тон всему произведению, и обыкновенно многие писатели пытаются найти такую фразу весьма долго. Обратим внимание в музыка на тон и интонацию, все очень схоже. Поэтому так важно, чтобы тексты звучали на уроках русского языка, чтобы интонация отрабатывала не на основе отдельного предложения, а на основе всего текста. Интонации текста осуществляют движение мысли от известного к новому. Важно помнить о том, как эта новая в начале следующего предложения становится известным, а затем происходит напряжение, и в конце предложения опять появляется что-то новое, и вот так осуществляется движение мысли. Нужно обращать внимание не только на начало, но и на то, как написать заключительную часть текста. Как пример всегда можно привести любое из произведений А.С. Пушкина. Одно из достоинств произведения Пушкина в том, что в них конец гармонирует с началом. Это замечательный пример работы с текстом публицистического стиля, и вот на основе этого замечательного отрывка, который мы рассматриваем как текст, можно показать особенности текста, рассуждения, особенности публицистических текстов, особенности зачина текста.

Далее следует закономерный вопрос, как вести диалог с текстом. Начало лежит в силе воли. Есть один из главнейших признаков гения, есть его мерка. Если спросить учеников, как вы думаете, о чём будет в этом тексте дальше, и школьники, как правило, говорят, наверное, конкретно о каком-то человеке, которого можно назвать гением. А кого в истории нашей культуры науки можно охарактеризовать с помощью этого высокого слова, тогда школьники называют имена Толстой, Достоевский, Ломоносов, Циолковский и так далее. Да, действительно, во втором предложении мы говорим об этом человеке, который будет назван будет назван. Но последнее слово этого предложения где будет это имя, пока оставим там. В этом и заключается построения правильного предложения и в совокупности теста, который совершенно свободно будут включаться в себя дистанционные конкурсы и олимпиады.

 

 

 

 

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Решите уравнение *Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.