Железные дороги Замландского полуострова

Ещё одна глава из книги «Побеттен в старых открытках» Евгения Дворецкого:  «Железные дороги Замландского полуострова».

 

 

С открытием в 1835 году железной дороги Нюрнберг — Фюрт в Германии началось строительство стальных путей. И уже к 1853 году железнодорожные нити добежали до Замландского полуострова. Естественно, главным  пунктом стал Кёнигсберг — столица Восточной Пруссии. Это означало, что любая ветка, идущая в главный город провинции или начинающаяся в нём, проходила по Замландии. Вот некоторые «верстовые столбы» в летописи рождения линий:

1860 — возведение пути от Восточного вокзала в Кёнигсберге до Эйдкунена (ныне Чернышевское) на германо-российской границе.

1865 — вступила в строй ветка южной линии Кёнигсберг — Бартенштайн (Бартошице), затем линия продлевается до Растенбурга (Кентшин), Лика (Эльк), Просткена (Простки) и позже приходит в Брест.

1889 — 1 октября открыто ж/д сообщение между Кёнигсбергом и Лабиау (Полесск), год спустя к линии присоединён Тильзит (Советск).

1895 — появляется ответвление Кранц — Кранцбеек (пригород Кранца): к пристани пароходов, курсировавших по Куршскому заливу.

 

Samlandbahn_1941 Железные дороги Замландского полуострова
Железные дороги Замландского полуострова. 1941 год (по почтовому штемпелю). Железные дороги на открытке обозначены не красными линиями, как это может показаться на первый взгляд, а серыми с зубчиками.

 

Более чем 110 лет назад, 14 июля 1900 года, первый поезд прошел по Замландской железной дороге. Это стало ключевым моментом в развитии приморских курортов на северном побережье, вдохнуло новые возможности в развитие экономики северо-восточного «угла» края. А ведь всего лишь за год с небольшим до первого гудка локомотива на новых путях, 13 апреля 1899 года, в Кёнигсберге было основано акционерное общество «Замландская железная дорога». Уставный капитал составил 1,5 миллиона марок, произведена эмиссия 1500 акций номиналом 1000 марок каждая. Концессия приняла решение, что поезда здесь будут ходить с максимальной скоростью 30 км/час. Этого также требовал принятый в 1892 году Железнодорожный кодекс, устанавливавший для стальных трасс с узкой колеёй 30-километровый предел. Время брало своё и в 1901 году имперское Министерство общественных работ одобрило повышение скорости до 40, а в летний период и до 50 км в час. Конечно, это ускорило движение.

 

Bahnarbeiten Warnicker Einschnitt Rudolf Stolle Kollektion Железные дороги Замландского полуострова
Строительные работы на Варникенском отрезке дороги. Серия 8 Замландской железной дороги. Издатель Рудольф Штолле.

 

Пути пролегали через природные красоты Замланда: сквозь лесистую местность около Гольдшмиде (Димитрово), рядом с озёрами у Медникена (Дружное), через холмы Алькгебирге (перед Светлогорском) близ Гальтгарбена (около Кумачёва), вдоль зеленеющих полей и лугов на последнем прогоне от Раушена (Светлогорск) до Варникена (Лесное) и одноимённого Варникенского лесничества. Надо сказать, что на этом последнем участке строителей ожидали большие трудности. Западнее вокзала Раушен-центр, близ Мельничного пруда, пришлось сооружать насыпь с дамбой через Кошачий ручей, впадавший в этот пруд. В итоге последующую ветку на Георгенсвальде (Отрадное) проложили без особо больших земляных работ. Откосы сооружений были засажены диким люпином, чья разветвлённая корневая сеть не даёт песку двигаться. Ещё некоторое время продолжалась борьба по закреплению растекающегося песка, в том числе на дамбе, что удорожало работы. Чтобы поспеть к срокам, к работам даже привлекли  военнослужащих инженерной части, расквартированной в Кёнигсберге. Знакомая картина…

Aufkleber Pobethen
Наклейка на конверты заказной почты из Побеттена (R — от французского recommande — заказное)

19 сентября 1929 года был открыт Северный вокзал Кёнигсберга. Он соединил в одно целое вокзалы Имперской железнодорожной сети пунктами веток Лабиау — Тильзит, Кёнигсберг — Кранцевская ж/д, Замландской дороги. А вокзальные здания той поры представляли собой скромные деревянные домики, более солидные были построены для станций Раушен-центр и узловой точки Мариенхоф (Ново-Переславское), где паровозы заправлялись водой, а пассажирам предлагали добрый бокал пива.

Новый большой проект оказался экономически выгодным. В течение первого года деятельности был перевезен 157.831 пассажир, в 1914 год 646.397 человек, 1.217.720 — в 1920-м и даже в нелёгком 1942-м году свыше 3 миллионов граждан воспользовались услугами Замландбана.

Siegelmarke Koenigsberg Cranzer Eisenbahn
Siegelmarke — такой штемпель типографского изготовления сопровождал почту дирекции железной дороги Кёнигсберг — Кранц

Фишхаузенская районная железная дорога была запланирована одновременно с Замландской и построена Фишхаузенским АО, в эксплуатацию обе дороги введены в одни и те же сроки. «Последний костыль» был вбит в шпалы на станции Мариенхоф 1 октября 1900 года.

Небольшая выписка из расписания движения поездов за октябрь 1902 года: ежедневно по маршруту Кёнигсберг — Варникен ходили туда и обратно три поездные пары, в воскресные и праздничные дни к ним добавлялись ещё три поезда. Время в пути от Кёнигсберга до Мариенхофа транспортом Фишхаузенской дороги составляло 40 минут, до Нойкурена (Пионерский курорт) — 69 минут, до Раушена поезд шёл 79 минут, ещё дальше лежал Варникен (91 мин.), то есть всё движение на линии занимало полтора часа.

Железнодорожные пути не могли, конечно, пройти через каждый населённый пункт Замланда. Кому-то из жителей окрестных посёлков приходилось идти до ближайшей станции до 10 километров. Но повсеместно в Германской империи, а с 1932 года и для пассажиров Замландской ж/д предоставлялись легковые автомобили — от станции до посёлка, возможно, и в обратном направлении.

И последнее: во время Второй мировой войны были сооружены отрезки Варникен — Гросс Диршкайм (Донское) — Пальмникен (Янтарный). Множество беженцев смогли потом добраться поездами до Пиллау, чтобы спастись. Для тысяч людей вагон стал предпоследним воспоминанием о родине.

 

 

______________________

 

 

Побеттен в старых открытках

Рудольф Штолле и его открытки

 

 

 

 

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс

Одна мысль о “Железные дороги Замландского полуострова

  • 12.08.2020 в 21:11
    Постоянная ссылка

    Больше спасибо, многое стало ясным. Говорят много информации хранится в архивах Германии. Да вы и так это знаете. Неплохо было бы ещё статей. Спасибо.

    Ответить

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Решите уравнение *Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.