Тингплацы — архитектура на службе рейхсминистерства пропаганды

Уверен, что мало кто слышал слова «тингплац» и «тингтеатр». Уверен, что эти слова ничего не говорят даже для большинства изучающих историю Восточной Пруссии. Среди тех же, кто знает, что это такое, мало кто это видел. Еще меньше тех, кто это видел и знает, что же он видел.

Но обо всём по порядку…

В 1936 году личный архитектор Гитлера (а в будущем рейхсминистр вооружений и боеприпасов) Альберт Шпеер отправился в Грецию изучать наследие античной культуры. А все потому, что Гитлер считал, что именно в античной культуре, а точнее, в архитектуре, следует черпать вдохновение современным архитекторам для создания построек, отражающих всю мощь и величие его режима: «Было бы неверно, если бы мы начали со строительства рабочих кварталов и домов. Все это придет само собой. Это уже делали марксистские и буржуазные правительства. … Со времени средневековых соборов мы первые, кто вновь поставил перед художниками задачу реализации действительно дерзких и смелых проектов. Не приюты или жилые дома, но мощные и масштабные строения — наподобие строений Древнего Египта и Вавилона, — являются знамениями новой высокой культуры. Я хочу начать с этого. Тем самым я придам моему народу и моему времени печать несравненного духовного величия». Позднее Шпеер был назначен ответственным за перестройку Берлина, который, по замыслу фюрера, должен был стать столицей мира и получить новое название – Столица мира Германия — Welthauptstadt Germania.

Но столицей в Рейхе мог быть лишь один город. Что касается других городов Третьего рейха, то и им также перепала частичка античности в виде тех самых «тингплацев».

blut und boden кровь и почва
Кровь и почва. Агитационная открытка. 1930-е.

«Духовное величие» народа нужно поддерживать. Рейхсминистр пропаганды Йозеф Геббельс был убеждён: если соединить монументальность античных построек с древнегерманскими традициями, с прошлым немецкого народа, то лучшей поддержки немецкому духу не придумать. Этот подход как нельзя лучше соответствовал идеологии «крови и почвы» (Blut und Boden), проповедовавшей единство родной земли и национального происхождения. В министерстве пропаганды вспомнили, что у древних германцев и скандинавов существовало такое понятие как «тинг» — собрание свободных мужчин, проживающих на определённой местности, для обсуждения важных вопросов и выбора правителей. Появилась мысль перенести древние тинги в современность, привязав их к конкретному месту. Так в Третьем рейхе возник проект строительства тингплацев — амфитеатров под открытым небом, где жители окрестных земель могли бы собираться для массовых празднеств и театрализованных представлений. Появилось даже такое понятие как тингтеатр (или тингшпиль) – массовый народный театр, напоминающий средневековые мистерии или театрализованные карнавалы. Более того, в ведомстве доктора Геббельса был создан специальный отдел, ведавший тингтеатрами и другими массовыми празднествами и шествиями. Гитлер не был поклонником идеологии «крови и почвы», и не очень верил в действенность тингтеатров. Возможно, в том числе и по этой причине, тингтеатры как элемент театральной культуры не стали действительно популярным явлением в немецком обществе и просуществовали не долго (как, впрочем, и сам Третий рейх), а вот тингплацы сохранились до наших дней.

 

театр в Эпидавре
Театр в греческом Эпидавре послужил архитектурным образцом для тингплацев. Раскопки его завершились в 1926 году. Открытие театра после окончания реставрационных работ состоялось в 1938 году показом трагедии Софокла «Электра».

 

С архитектурной точки зрения, как уже говорилось выше, тингплацы представляли собой амфитеатры под открытым небом. Размеры амфитеатров и, соответственно, их вместимость, были различны. Самые крупные были рассчитаны на десятки тысяч зрителей. Для строительства тингплацев выбирались живописные места, зачастую овеянные духом древнегерманских легенд, служащие своеобразными естественными декорациями. Несмотря на различие природных ландшафтов, в которые архитекторы вписывали тингплатцы, все они преследовали одну цель – сконцентрировать внимание зрителя на центральной точке: сцене с просто оформленным пространством, где и происходило, собственно, само театрализованное действо.

По разным данным нацисты планировали построить от 400 до 1200 тингплацев. Но планы так и остались планами: построено было не больше 60 тингплацев. При этом строительство части из них было профинансировано за счёт средств геббельсовского ведомства. Часть же тингплацев были как бы неофициальными, т.е. их строительство не было официально одобрено рейхсминистерством пропаганды (видимо, деньги на их постройку поступали из местных бюджетов и пожертвований граждан, как это было несколькими десятилетиями ранее со строительством «башен Бисмарка»). До наших дней дожили не все постройки. Как не сложно догадаться, большая их часть расположена на территории Германии. Несколько тингплацев находятся на территории Польши и Калининградской области.

Первый тингплац на 5050 зрителей был торжественно заложен при огромном скоплении зевак в местности Брандберге на окраине Галле 19 февраля 1934 года. Главным архитектором проекта стал Людвиг Мосхамер (Ludwig Moshamer, 1885-1942). Тингплац представлял собой параболической формы амфитеатр размером 100 на 100 метров с трёхуровневой сценой, верхней частью которой было здание. Внутри него располагался зал славы рабочих. Финансирование и строительство объекта взял на себя Немецкий трудовой фронт (Deutsche Arbeitsfront, DAF). Строительные работы шли ускоренными темпами, открытие тингплаца было запланировано — на 1 мая этого же года — к Национальному дню труда. Но первая премьера на этой арене состоялась лишь 5 июня. Несмотря на то, что тингплац в Брандберге был заложен позже тингплаца в курортном городке Херингсдорф в Померании (открытие которого также было приурочено к 1 мая 1934 года), именно он получил титулы первого «памятника труду» и «первого тингплаца Третьего рейха».

 

halle saale 1935
Тингплац в Галле/Заале. 1935 год (по почтовому штемпелю).

 

halle thingplatz
Тингплац в Галле

 

Открытие первого тингплаца ознаменовалось премьерой представления «Neurode» Курта Хейнике, в котором было задействовано примерно 1000 человек, а зрителями были около 6000 человек (специально для этого на арене были организованы дополнительные места). На день летнего солнцестояния, всегда широко праздновавшегося нацистами, любившими различные языческие культы, в 1934 году в Брандберге приехал сам Геббельс. Для праздника использовался не только тингплац, но и прилегающая к нему местность, поскольку общее число участников этого события составило около 225 000 человек. Затем Брандбергский тингплац использовался в качестве театра под открытым небом, поскольку уже с 1935 года министерство пропаганды прекратило его финансирование. После окончания Второй мировой войны первый тингплац постепенно разрушался и в настоящее время представляет из себя заросшие руины.

 

Halle thingplatz
Остатки сцены тингплаца в Галле.

 

Тингплац в местечке Херхен-ан-дер-Зиг (Herchen an der Sieg), находящемся в земле Северный Рейн — Вестфалия, был построен в 1934 году (по другим данным в 1935-м). Изначально на одном из окружающих городок холмов был возведён памятник павшим в Первую мировую войну в виде ротонды, на котором имелась надпись: «Рождённый как немец. — Проживший как борец. — Павший как герой. — Возрождённый как народ». Позже был построен амфитеатр. Арена использовалась для массовых празднеств в День труда, для партийных мероприятий нацистов, приуроченных к дню рождения фюрера, а также во время школьных праздников. И памятник-ротонда, и сам амфитеатр неплохо сохранились. И хотя доски с именами павших солдат отсутствуют, на ротонде ещё можно прочитать надпись-посвящение.

 

Herchen a. d. Sieg- Thingplatz
Тингплац в Херхен-ан-дер-Зиг

 

Thingplatz_Herchen
Тингплац хорошо сохранился

 

Проект тингплаца в Борне (Borna) к югу от Лейпцига разработал в 1933 году архитектор Фриц Шаллер (Fritz Schaller). Строительство началось в 1934 году, открытие тингплаца произошло в 1935-м. В 1936 году тингплац был переименован в «Место национального единства» (Stätte der Volksgemeinschaft). После окончания войны правительство ГДР переименовало эту арену в Народную площадь — Volksplatz, которая называется так и по сей день. Бывший тингплац используется для различных open-air концертов, на нём установлен самый крупный стационарный киноэкран в Европе (504 кв. м).

 

Borna Thingplatz тингплац Борна
Тингплац в Борне, недалеко от Лейпцига

 

Borna
Сейчас Борна может похвастать самым крупным стационарным киноэкраном в Европе

 

Gruss aus Hammeln
Gruss aus Hameln. 1902 г.

Тингплац на холме Бюккеберг (Bückeberg), лежащем километрах в пяти к югу от нижнесаксонского города Хамельна (того самого, из знаменитой легенды о крысолове) во времена Третьего рейха являлся местом проведения Всегерманского праздника урожая (Reichserntedankfest). В простонародье этот праздник называли Бюккебергфест и отмечали в первое воскресенье после Михайлова дня (католическая церковь празднует его 29 сентября). Наряду с имперским съездом НСДАП в Нюрнберге и упоминавшимся уже Праздником труда 1 мая (с 1934 года этот праздник стал называться Национальным праздником немецкого народа — Nationaler Feiertag des deutschen Volkes) в Берлине, Бюккенбергфест в 1933-1937 годах был самым массовым пропагандистским мероприятием Третьего рейха и оказывался в русле той самой идеологии «крови и почвы». В нём обычно принимали участие самые высокопоставленные руководители Третьего рейха, начиная от рейхсминистра продовольствия Рихарда Дарре и заканчивая Геббельсом и самим фюрером.

Бюккеберг plakate
На агитационном плакате, посвященном Всегерманскому празднику урожая, довольный фюрер, стоящий среди снопов, как бы символизирует, что с сельским хозяйством в рейхе всё хорошо. Вторая половина 1930-х годов.

Проектированием тингплаца для Праздника урожая занимался сам Альберт Шпеер. Важность этой арены подчеркивало и то, что она получила название Рейхстингплац (Reichsthingplatz). Первоначально размеры всего задействованного пространства должны были составлять 120 000 кв. м, а позже размеры были увеличены до 180 000 кв. м (как тут не упомянуть о присущей всем тоталитарным режимам склонности к гигантизму буквально во всём, начиная от фуражек и заканчивая зданиями). Овальной формы площадка 300 на 600 метров лежала на северном склоне холма Бюккеберг. По её продольной оси была проложена так называемая «дорога фюрера», по которой Гитлер должен был идти сквозь массы зрителей и участников к почётной трибуне, расположенной в верхней части площадки.

 

Adolf Hitler Bückeberg Erntedankfest
Открытка, посвящённая празднику в Бюккеберге. 1936 год.

 

В середине августа 1933 года 1800 бойцов Имперской службы труда (Reichsarbeitsdienst, RAD) начали земляные работы по планировке будущей площадки. Несмотря на то, что тингплац был готов уже в 1934 годы, работы по его расширению велись до 1937 года. В расположенных поблизости трёх трудовых лагерях РАД постоянно присутствовали 450 бойцов, в задачу которых входило обеспечение арены электрическими кабелями для освещения и многочисленных динамиков и микрофонов (последних во время Бюккебергфеста было задействовано около 2000 штук), а также работы по сооружению дренажной системы. Специально для поезда фюрера в близлежащей деревне Тюндерн (Tündern) к 1936 году был построен вокзал. Планам Шпеера и Дарре обнести Рейхстингплац стеной и проложить к нему автобан не суждено было сбыться.

 

Bückeberg 30_09_1934
Бюккеберг. «Дорога фюрера». Всегерманский праздник урожая. 30 сентября 1934 года.

 

Непосредственно перед праздником количество обслуживающего персонала увеличивалось до 1500 человек. Число же участников и зрителей Бюккебергфеста было просто огромным: в 1934 году – 700 000 человек, в 1937 году – от 1,2 до 1,3 миллиона человек. Даже если учесть, что эти цифры министерства пропаганды и были завышены, всё равно они впечатляют.

 

Bückeberg 06 10 1935
Фестиваль в Бюккеберге. 6 октября 1935 года.

 

В настоящее время от Рейхстингплаца практически ничего не осталось. Сохранились остатки фундамента почётной трибуны, видны следы «дороги фюрера», на местности видна сама площадка, на которой проходил праздник. Был момент, когда территорию готовы были отдать под жилую застройку. Несмотря на сопротивление местных жителей местность, где когда-то проходил Всегерманский праздник урожая, усилиями историков получила статус архитектурного памятника.

 

Hameln Thingplatz Reichserntedankfestgelände
Холм Бюккеберг. По центру видны остатки «дороги фюрера».

 

Bückeberg Thingplatz Reste der Tribünenfundamente
Бюккеберг. Остатки фундамента почётной трибуны.

 

Тингплац на горе Хайлигенберг неподалеку от города Гейдельберга (земля Баден-Вюртемберг) был спроектирован архитектором Германом Алькером (Hermann Alker, 1885-1967). В строительстве объекта, начавшемся в 1934 году, принимали участие всё те же бойцы трудового фронта РАД и гейдельбергские студенты. Амфитеатр состоял из 56 рядов и был рассчитан на 20 000 зрителей. На открытии тингплаца 22 июня 1935 года выступил с речью Геббельс. Тингплац был оборудован самым современным по тем временам звуковым и осветительным оборудованием. На арене были поставлены масштабные представления «Дорога в Рейх» и «Оратория труду». В 1939 году здесь было показано представление — шиллеровская «Мессинская невеста». С начала Второй мировой войны тингплац не использовался. Несмотря на то, что амфитеатр сохранился до наших дней и используется для концертов под открытым небом (в частности, здесь выступали Монтсеррат Кабалье и Пласидо Доминго), инфраструктура практически не развивается и всё постепенно приходит в запустение.

 

Heidelberg Thingstätte Heiligenberg 12000 sitz
Тингплац в Хайлигенберге.

 

Heidelberg ThingStätte Тингплац Хайлигенберг
Хайлигенбергский тингплац

 

Heidelberg Heiligenberg Thingstätte
Амфитеатр в Хайлигенберге неплохо сохранился, но постепенно разрушается.

 

Знаменитая скала Лорелей, расположенная неподалёку от городка Санкт-Гоарсхаузен (St. Goarshausen), как нельзя лучше подпадала под место для сооружения тингплаца, ведь германская сирена — речная дева Лорелея — заманивала своим волшебным пением проходящие мимо по Рейну корабли именно здесь. На овеянное легендами и воспетое поэтами место обратили внимание еще в 1932 году, до прихода нацистов к власти. Здесь планировалось строительство театра под открытым небом. В 1933 году, с появлением нацистской программы строительства тингплацев, планы поменялись, и франкфуртский архитектор Герман Зенф (Hermann Senf, 1878-1979) разработал проект тингплаца. Первая лопата была воткнута в землю на месте будущего амфитеатра 30 апреля 1394 года в торжественной обстановке, с митингом нацистских бонз и оркестрами РАД. Строительство велось силами всё тех же РАДовцев до 1939 года. Открытие арены в июне 1939 года сопровождалось постановкой «Вильгельма Телля» Шиллера.

 

St. Goarshausen - Loreley - Freilichtbühne Тингплац Лорелей
Санкт-Гоарсхаузен. Тингплац «Лорелей».

 

Тингплац был рассчитан на 4300 сидячих и 8000-10000 стоячих мест.

 

Freilichtbuehne Loreley St-Goarshausen
Летний театр «Лорелей»

 

Тингплац «Лорелей» был и остаётся самым известным в Германии театром под открытым небом. Амфитеатр и сцена сохранились практически в неизменном виде до нашего времени. В послевоенное время арена использовалась для театральных постановок и концертов классики, а с 1976 года, с выступления группы Genesis, здесь стали проводить рок-концерты. На сцене театра «Лорелей» в разные годы выступали Metallica, Gary Moore, Chris Rea, Lynyrd Skynyrd, Udo Jürgens, Carlos Santana, Simple Minds, Sting, Joe Cocker, UB40, R.E.M., U2, Whitesnake, The Kinks, Muse и др.

St Annaberg Thingplatz Гора Святой Анны тингплац
Тингплац у подножия горы Святой Анны.

На территории нынешней Польши, в Опольском воеводстве, находится ещё один тингплац, поражающий своими масштабами. Речь идёт об амфитеатре у горы Святой Анны (нем. — Sankt Annaberg; пол. — Święta Anna). Уже в конце XV века на горе, считавшейся священной ещё с дохристианских времён, был построен костёл. Затем здесь был основан францисканский монастырь. Первоначально на месте тингплаца находился известняковый карьер, добыча в котором прекратилась после Первой мировой войны. В 1921 году гора Аннаберг, будучи господствующей над местностью высотой, стала местом ожесточённой битвы немецкого фрайкора* с польскими повстанцами во время Третьего силезского восстания, начавшегося сразу же после оглашения результатов плебисцита о разделе Силезии между Германией и Польшей. В дальнейшем гора Аннаберг стала символом борьбы силезских немцев за свою национальную идентичность. В 1934-1936 годах в бывшем карьере у подножия горы по проекту берлинских архитекторов Франца Бёмера (Franz Böhmer) и Георга Петриха (Georg Petrich) был сооружен тингплац, рассчитанный на 7000 сидячих и 20000 стоячих мест. Еще 20000 зрителей могли разместиться в проходах и на промежуточных площадках между секторами амфитеатра. Таким образом, общая вместимость тингплаца приближалась к 50000 человек.

 

Thingstätte Annaberg
Аннаберг. Тингплац.

 

Annaberg Thingplatz тингплац Аннаберг
Тингплац в Аннаберг

 

В 1936-1938 годах над тингплацем был сооружен памятник в виде ротонды павшим в 1921 году фрайкоровцам, останки которых были помещены внутри ротонды в так называемом «зале мёртвых» (Totenhalle), по центру которого стояла 14-метровая скульптура умирающего воина.

В десяти минутах ходьбы от тингплаца и мавзолея были оборудованы парковочные места для автомобилей на новом рейхсавтобане. По замыслу нацистских пропагандистов, памятник-мавзолей и тингплац должны были стать противовесом монастырю, расположенному на вершине Аннаберг. Но после прошедшего в мае 1938 года открытия памятника тингплац больше не использовался, а людей, приезжавших сюда, было гораздо меньше, чем желающих посетить монастырь.

Осенью 1945 года мавзолей был взорван, а останки немецких фрайкоровцев были перезахоронены на местном кладбище. В 1955 году на месте мавзолея был сооружен памятник польским повстанцам. Несмотря на то, что в 2004 году бывший тингплац и мемориал польским повстанцам были объявлены памятником архитектуры, комплекс находится в неважном состоянии.

 

Tingplatz Amfiteatr Annaberg Gora Sw Anny 2015
Гора Святой Анны. Тингплац. 2015 год.

 

Annaberg Gora Swietej Anny Tingplatz 2015
Гора Святой Анны. 2015 год.

 

Annaberg Gora Swietej Anny Pomnik Denkmal 2015
Гора Святой Анны. Памятник польским повстанцам. 2015 год.

 

Gora Sw Anny Pomnik 2015
Гора Святой Анны. Фрагмент памятника польским повстанцам. 2015 год.

 

Тингплац недалеко от города Каменц (Kamenz) в Саксонии был построен в 1934-1935 годах. После Второй мировой войны на сцене проходили различные концерты. И сейчас эта одна из самых больших открытых площадок в Германии, как и театр «Лорелей», используется для рок-концертов.

 

Kamenz - Thingplatz
Тингплац в Каменце

 

Hutbergbuehne Kamenz
В летнем театре Каменца сейчас проводят рок-концерты

 

Также в Саксонии к юго-западу от города Шварценберг в бывшем гранитном карьере у подножия горы Роккельманн (Rockelmann) находится ещё один тингплац, построенный по проекту уже упоминавшегося Людвига Мосхамера. В самой свое широкой части амфитеатр имел 102 м и был рассчитан на 6500 сидячих и 5600 стоячих мест. Строительство началось 7 апреля 1934 года силами 1300 бойцов Имперской службы труда. Первоначальная смета строительства в 320 000 рейхсмарок была значительно превышена, поэтому срок сдачи объекта сдвигался. Открытие состоялось лишь 25-26 июня 1938 года. Вместе с тингплацами в Борне и Каменце использовался в довоенное время для театральных постановок под открытым небом. Начиная с 1950 года амфитеатр был назван в честь первого (и единственного) президента ГДР Вильгельма Пика. Сейчас этот амфитеатр носит название «Лесная сцена» (Waldbühne) и является вторым по размерам в Германии (15000 мест). Используется для проведения рок-концертов.

 

Schwarzenberg Grenzlandfeierstätte Тингплац Шварценберг
Тингплац в Шварценберг, 1930-е годы.

 

Waldbühne_Schwarzenberg
Сейчас «Лесная сцена» используется для проведения рок-концертов

 

К летним Олимпийским играм 1936 года в Берлине был построен комплекс спортивных сооружений (Reichssportfeld), включающий, среди прочего, и амфитеатр-тингплац, расположенный северо-западнее Олимпийского стадиона. Олимпийский комплекс строился в 1934-1936 годах по проекту архитектора Вернера Марха (Werner March, 1894-1976). Тингплац, рассчитанный на 22 000 зрителей, получил имя Дитриха Эккарта (Dietrich Eckart, 1868-1923), драматурга, одного из основателей НСДАП и участника «пивного путча».

 

Berlin_Reichssportfeld_Dietrich_Eckart-Freilichtbühne 1939
Арена имени Дитриха Эккарта. Берлин. 1939 год.

 

Официальное открытие тингплаца состоялось 2 августа 1936, на день позже открытия Олимпийских игр, с премьерного показа драмы Эберхарда Мёллера (Eberhard Möller, 1906-1972) под названием «Франкенбургская игра в кости» (Frankenburger Würfelspiel). Пьеса была специально написана для тингтеатра и прошла с большим успехом (а в дальнейшем ставилась на различных тингплацах).

 

eckart buehne poster
Постер к постановке драмы Frankenburger Würfelspiel. 1936 год.

 

Во время Олимпийских игр на арене была показана также оратория Генделя «Геркулес».

 

berlin_waldbuehne_herakles 1936
Опера «Геркулес» на арене тингплаца имени Дитриха Эккарта. 1936 год.

 

Использовался он и для проведения соревнований по гимнастике. После окончания игр здесь демонстрировались   «Орфей» Глюка, «Риенци» Вагнера, а также менее масштабные танцевальные и хоровые постановки.

 

Dietrich Eckardt Bühne
Арена имени Дитриха Эккарта

 

Dietrich Eckart Freilichtbühne
Арена имени Дитриха Эккарта

 

Berlin Dietrich-Eckart_1936 Олимпийские игры Берлин 1936
XI Олимпийские игры 1936 года. Арена имени Дитриха Эккарта.

 

dietricheckartbuehne
Дитрих-Эккарт-арена.

 

После окончания войны Олимпийский комплекс оказался в британской зоне оккупации. Все сооружения стали доступны публике в 1948 году. Тингплац, переименованный в «Берлинскую лесную сцену» (Berliner Waldbühne), стал использоваться для показа фильмов Берлинского кинофестиваля, а с начала 1960-х и для проведения боксёрских поединков и рок-концертов. 15 сентября 1965 года зрители, возмущенные тем, что Rolling Stones закончили свой концерт спустя всего лишь 25 минут после начала, устроили на арене беспорядки. Полиция несколько часов пыталась усмирить толпу, громящую всё вокруг. Репортёр «Бильд», оказавшийся в гуще событий, написал потом: «Я знаю, что такое ад». Потребовалось несколько лет на восстановление разрушенной арены.

 

berlin_waldbuehne
Берлинская лесная сцена

 

Во время своего европейского тура 10 июня 2014 года Rolling Stones вновь выступили на этой арене (в этот раз всё обошлось:-). За несколько десятилетий «Берлинская лесная сцена» повидала множество звёзд мирового уровня: Боба Марли, Барбру Стрейзанд, Тину Тёрнер, Эрика Клэптона, Рода Стюарта, Queen, Muse, Metallica и даже Далай Ламу.

В отличие от всех вышеописанных тингплацев, тингплац в орденсбурге** Фогельзанг (Vogelsang) не был публичным. Он был сооружен в 1934-1936 годах для юнкеров (учеников) этого учебного заведения. Небольшой по размерам, полукруглой формы, он, как и весь орденсбург, располагался  на склоне холма, между казармами и спортплощадкой. До 2006 года комплекс Фогельзанг занимали части бельгийской армии, а затем он стал доступен для публики.

 

Ordensburg Vogelsang
Орденсбург Фогельзанг. Тингплац располагался между казармами и спортплощадкой.

 

Ordensburg Vogelsang 1939 Орденсбург Фогельзанг
Орденсбург Фогельзанг. 1939 год (по почтовому штемпелю).

 

Vogelsang thingplatz Тингплац Орденсубрг Фогельзанг
Тингплац в орденсбурге Фогельзанг. На дальнем плане видна спортплощадка.

 

Период расцвета тингтеатров был весьма коротким — с 1934 по 1936 год. Затем рейхсминистерство пропаганды практически полностью прекратило финансирование строительства тингплацев.

 

Thingplatz Braunschweig
Ночное представление на тингплаце в Брауншвейге

 

 

 

 

 

___________________________________

 

 

 

* Фрайкор (Freikorps)  — свободный корпус, добровольческий корпус. Вид добровольных военно-патриотических формирований в Германии и Австрии в XVIII-XX веках. Принимали участие в различных акциях по подавлению  выступлений членов компартии и восстаний польских националистов в Силезии в 1919-1921 годах. Многие члены фрайкора примкнули в последствие к НСДАП.

 

** Орденсбург (Ordensburg) — вид элитного партийного учебного заведения в Третьем рейхе. Ученики (юнкера) орденсбургов после окончания учебного заведения должны были делать карьеру в качестве функционеров НСДАП.

 

 

 

Тингплацы Восточной Пруссии

 

 

 

 

Источники:

 

Пленков О.Ю. Тайны Третьего Рейха. Культура на службе вермахта. — М., ОЛМА Медиа Групп, 2011.

Википедия

www.händelstadt-halle.de

www.schwarzenberg.de

www.landesarchiv-bw.de

www.dhm.de

bueckebergfilm.wordpress.com

www.dresden-und-sachsen.de

www.deutsche-digitale-bibliothek.de

www.ferienwohnung-zimmer-berlin.de

www.hans-dieter-arntz.de

www.thirdreichruins.com

 

 

 

 

 

 

 

 

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Решите уравнение *Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.