Первая мировая война в Восточной Пруссии на немецких почтовых открытках

С любезного согласия автора, доктора исторических наук, профессора кафедры истории БФУ им. И. Канта (Калининград) Юрия Владимировича Костяшова, публикуем статью, посвящённую тематике, уже не раз, так или иначе, затрагиваемой на нашем проекте (1,2,3,4,5) — открыткам, изданным во время Первой мировой войны и отправленным солдатами с фронта родным, либо же солдатами полученными. Тема эта, как справедливо замечает Ю. Костяшов, интересна, но практически не изучена, особенно в нашей стране. Наш интерес к этой теме обусловлен, помимо прочего еще и тем общеизвестным фактом, что нынешняя Калининградская область, как часть бывшей Восточной Пруссии, — единственный регион России, на территории которого во время Первой мировой войны шли боевые действия. К тому же, публикуемая статья примечательна ещё и тем, что она напрямую касается не только тематики нашего сайта, но даже перекликается с его названием)) — admin.

 

 

Ю.В. Костяшов

 

 

Первая мировая война в Восточной Пруссии

на немецких почтовых открытках

 

 

 

В последние годы, особенно в связи с отмечаемым юбилеем Первой мировой войны, пристальное внимание привлекают визуальные свидетельства о событиях столетней давности. Благодаря возможностям Интернета они стали доступными для исследователей и широкой публики. Тысячи визуальных документов с яркими зрительными образами, среди которых не последнее место занимают иллюстрированные почтовые открытки, сегодня во многом формируют массовые представления войне 1914—1918 гг. Если судить по социальным сетям и различным краеведческим и историческим интернет-форумам, эти образы особенно востребованы у нынешних жителей бывшей Восточной Пруссии на территории Калининградской области, в также у их соседей в Польше и Литве. Изучение немецких почтовых карточек позволит лучше представить, в каком направлении формировалась и продолжает формироваться историческая память о Великой войне у прошлых и нынешних жителей Юго-Восточной Прибалтики.

Прежде чем переходить непосредственно к теме исследования, необходимо сказать несколько слов об истории немецкой открытки. Первая почтовая карточка[1] в качестве открытого для чтения сообщения была послана в Пруссии в 1865 г. Через пять лет, в 1870 г., прусский министр-председатель Отто фон Бисмарк утвердил «Положение о введении почтовой карточки». Первое массовое использование нового вида почтовых отправлений пришлось на Франко-прусскую войну 1870—1871 гг., во время которой только за шесть месяцев (с июля по декабрь 1870 г.) с фронта в тыл немецкими солдатами было бесплатно отправлено около 10 млн. «открытых писем» [18, S. 7].

На первых карточках изображение не играло существенной роли, они были всего лишь более дешевой и быстрой в доставке версией письма. Однако с распространением и совершенствованием технологии печати стала резко увеличиваться доля иллюстрированных открыток. Собственно, открытка — это и есть иллюстрированная почтовая карточка, на лицевой стороне которой имеется занимающее всю площадь изображение, а оборотная сторона предназначена для написания сообщения и адресов получателя и отправителя, а также наклеивания почтовой марки. Открытка может быть и не почтовой, в этом случае на ней нет почтовой марки и не предусмотрено место под адрес. На первых открытках были представлены виды городов, архитектурные достопримечательности, портреты монархов и членов их семей, сценки из жизни и т.п. [9; 14]. В начале XX в. в связи внедрением нового полиграфического оборудования и прогрессивных способов воспроизведения фотографий и цветных изображений удалось существенно снизить расходы и резко поднять качество печатной продукции[2].

С самого начала Германия стала мировым лидером в использовании нового вида коммуникации. В 1879 г. имперская почта перевезла 122,7 млн. открыток, тогда как во всей Европе в это время ежегодно их отправлялось около 350 млн. штук [18, S. 7]. На рубеже XIX и XX вв. ежегодный объем пересылки почтовых карточек по различным странам Европы характеризовался следующими данными: Германия — 736 млн., Франция — 88 млн., Австро-Венгрия — 31 млн., Италия — 27 млн., Англия — 14 млн. штук [24]. Около половины выпущенных открыток представляли собой фотографические изображения[3].

Согласно официальной статистике, в Германии накануне Первой мировой войны (1907 г.[4]) почтовые карточки выпускали 2810 предприятий, среди которых были огромные издательские компании (например, в Берлине или Лейпциге) с числом работников более 1000 человек и небольшие печатные мастерские со штатом до 20 человек или даже одним работником, который совмещал в своем лице и издателя, и печатника [7, S. 45]. Поскольку никаких ограничений на этот род занятий не существовало, печатать открытки фактически мог любой человек, надо было только придерживаться стандартного размера 9 × 14 см и на обороте оставлять место для марки и адреса[5]. В каждом немецком городе и даже небольшом поселке был свой фотограф, который налаживал производство открыток с местными видами. Печатью открыток в качестве сопутствующего промысла занимались многие торговцы, так как дело это было весьма прибыльное. На территории Восточной Пруссии почтовые карточки выпускались почти 100 издателями, а кроме них, открытки с восточнопрусской тематикой печатались в столице и других германских провинциях [1; 2, S. 67]. Роль почтовой карточки могла сыграть обыкновенная фотография подходящего размера, оборот которой был размечен линиями для адреса, письма и почтовой марки [22; 25]. Все эти обстоятельства вели к огромному разнообразию выпущенных за годы войны открыток, число видов которых измеряется многими тысячами при тиражах от нескольких штук до нескольких десятков тысяч экземпляров (к сожалению, точных данных о тиражности не сохранилось).

На годы Первой мировой войны пришелся «золотой век» почтовой открытки. Согласно приблизительным подсчетам, с 1914 по 1918 г. полевой почтой было перевезено около 11 млрд. почтовых отправлений с фронта в тыл и около 17,7 млрд. в обратном направлении (около 8,5 млн. корреспонденций в день!) [12; 15]. Примерно четвертую их часть, т. е. около 7 млрд., составляли иллюстрированные открытки (всего в стране за это время было произведено 10 млрд. открыток) [7, S. 29; 18, S. 7; 21, S. 66]. С началом войны рисунки и фотографии с театра военных действий стали пользоваться повышенным спросом. Военные корреспонденты, профессиональные фотографы и тысячи любителей с фотоаппаратом вскоре поняли, что за негативы с полей сражений можно получить неплохие деньги, так как массовое тиражирование фронтовых открыток приносило издателям огромные барыши. Чтобы удовлетворить всё возраставшие запросы публики, на студиях в тылу стали фабриковать «постановочные» снимки с военной тематикой (впрочем, отличить их от подлинных кадров из зоны военных действий не составляет труда) [7, S. 47—48, 53].

Разумеется, зрительные образы войны доходили до общества и через другие каналы информации, однако кинохронику можно было увидеть только в крупных городах, газеты редко публиковали фотографии, и они были плохого качества, а начинавшие набирать популярность еженедельные иллюстрированные журналы были еще слишком дороги и недоступны для большинства населения. Таким образом, именно массовой фотооткрытке принадлежит заслуга в том, что Первая мировая стала поворотным моментом в истории визуализации войн.

Благоприятные условия для изучения почтовой открытки в качестве исторического источника появились лишь в последнее десятилетие, когда были созданы и стали доступны для исследователей цифровые архивы изображений, а юбилей войны стимулировал историков к занятию этой тематикой, которая долгое время оставалась сферой интереса искусствоведов, культурологов и этнологов. К числу наиболее значимых хранилищ немецких почтовых открыток принадлежат собрания Оснабрюкского университета, Немецкого исторического музея в Берлине, Баварского государственного архива, Архива визуальной информации Восточной Пруссии, Электронного архива «Фото Польши» [5; 8; 16; 20][6], а также визуальные онлайн-коллекции различных библиотек, архивов, музеев и других учреждений.

Немало сканированных изображений открыток можно встретить на любительских сайтах, форумах краеведов и в социальных сетях; правда, в отличие от специализированных государственных порталов размещенные на них объекты воспроизводятся с низким разрешением, они плохо, а чаще всего вообще никак не атрибутированы, отсутствуют сканы оборотной стороны и т. д.

В современной историографии открытки времен Первой мировой войны используются в качестве документального источника прежде всего для изучения феномена военной пропаганды [10; 15; 17; 21; 26]. При этом исследователи, как правило, остаются в рамках национального дискурса, редко прибегая к сравнениям положения дел в этой сфере в разных воюющих странах; отсутствуют также работы, посвященные отдельным локальным темам или событиям. В настоящей статье впервые предпринимается попытка описать и классифицировать немецкие военные почтовые открытки, относящиеся к провинции Восточная Пруссия, а также определить ценность размещенной на них визуальной информации как исторического источника (изучение письменных сообщений не проводилось). В ходе исследования было выявлено свыше 650 иллюстрированных открыток, выпущенных в Германии с 1914 по 1918 г., которые можно однозначно связать с территорией самой восточной немецкой области, исходя из напечатанной типографским способом надписи, рукописного текста или штемпеля полевой почты, а также содержания самого изображения. Основной тип лицевой стороны открыток — черно-белая фотография, очень редко цветная или раскрашенная; около 10% всех объектов представлены графическими изображениями — гравюрами и рисунками, в том числе цветными.

Прежде чем перейти к анализу открыток, необходимо коснуться вопроса о влиянии цензуры на их содержание. С одной стороны, хорошо известно, что во всех странах с началом войны были учреждены органы цензуры, задачи которых состояли в том, чтобы, во-первых, не допустить утечку секретных сведений к противнику, а во-вторых, предотвратить распространение среди собственных граждан нежелательной информации, способной подорвать доверие к политике правительства, веру в победу над врагом, расколоть общество и снизить общественную поддержку войне [6, S. 117—137; 26, p. 27—35]. С другой стороны, многие исследователи приходят к выводу, что предварительная цензура печатной продукции в Германии отнюдь не была тотальной. Более того, военные цензоры просто не успевали следить за всем потоком публикуемых в типографиях материалов, занимаясь в основном выборочными проверками и ограничивая свою деятельность надзором за наиболее тиражными газетами и журналами. Что же касается издания открыток, их поток фактически был неуправляем, особенно в первый год войны, на который приходятся все основные военные события в Восточной Пруссии [7, S. 29—30; 21, S. 67]. Точно так же цензоры успевали проверять лишь мизерную часть корреспонденции с фронта: не случайно на сохранившихся открытках чрезвычайно редко можно встретить штамп о прохождении военной цензуры [4; 11]. Следует, однако, помнить, что помимо прямой цензуры, в условиях патриотического угара и создаваемой в стране атмосферы нетерпимости к внешним и внутренним врагам гораздо более эффективным инструментом регулирования публичной сферы является самоцензура и добровольное стремление следовать официальным пропагандистским установкам.

Уже 4 августа 1914 г., через три дня с момента объявления войны, в продажу поступили первые открытки по военной тематике. Это были в основном веселые рисунки, которые в карикатурном свете изображали противников как с восточного, так и западного фронтов, а также выражали уверенность в скорой победе немецкого оружия (рис. 1). Типографии в огромных количествах стали выпускать открытки с изображениями кайзера Вильгельма II, главнокомандующего на Восточном фронте против России Пауля Гинденбурга, членов генерального штаба. Кроме того, популярные сюжеты этих дней — проводы призывников на войну, колоны марширующих солдат, демонстрация немецкой военной техники [18, S. 36—37].

 

первая мировая война в восточной прусии
Рис. 1. Открытка, высмеивающая противников Германии. 1914 г. [16]

По содержанию открытки, посвященные событиям Первой мировой войны на территории Восточной Пруссии, можно разделить на несколько групп. Прежде всего, разумеется, публику интересовали собственно военные действия, которые на открытках были представлены почти исключительно рисунками. Причем в первые дни и недели войны они были очень далеки от реальности и по композиции и образному строю скорее напоминали сражения средневековых рыцарей или, на худой конец, битвы времен Наполеоновских войн (рис. 2).

 

первая мировая война в восточной пруссии
Рис. 2. Захват казачьего знамени в битве при Шталлупёнене (совр. Нестеров Калининградской области) 18 августа 1914 г. [16]

По всей видимости, такой фальшивый образ войны вызвал нарекания со стороны потребителей, поэтому со временем был налажен выпуск продукции, в которой художники старались хоть в какой-то степени следовать правде жизни. С целью убедить покупателей, что им не пытаются сбыть негодный товар, на открытках стали печатать специальную надпись «Рисунок с натуры» (Feldskizze) (рис. 3), которая, впрочем, зачастую оставалась всего лишь рекламным трюком. Большой редкостью были фотографические карточки с мест сражений. В лучшем случае они изображали позиции немецких частей перед началом боя или поле битвы после ее окончания, колоны марширующих солдат, кавалерийский строй, рытье окопов и строительство укреплений, картины повседневного военного быта и т. п. На открытках почти невозможно было встретить сцены насилия, изображения погибших, раненых или изувеченных людей, вряд ли такие сюжеты могли пользоваться спросом у солдат, отправлявших домой весточки с фронта [27].

 

первая мировая война на территории восточной пруссии
Рис. 3. Бой при Гумбиннене (совр. Гусев Калининградской области). Открытка изображает атаку немецкой кавалерии на позиции русской пехоты. На обороте — точная дата: 20 августа 1914 г. и краткий рассказ о победе германской армии [5]

Среди сражений в Восточной Пруссии больше всего открыток было посвящено «Великой победе Германии под Танненбергом», которая в официальной пропаганде подавалась в качестве реванша за поражение при Грюнвальде 1410 г. Помимо бесчисленных «полевых эскизов» самого сражения, появились целые серии рисунков под названиями «Танненбергская купальня» и «Грязевые ванны для русских в Восточной Пруссии», на которых в разных видах изображались сцены бегства русских войск, тонувших в Мазурских озерах и болотах. На эту тему бытовало также множество карикатур (рис. 4).

 

первая мировая война в восточной пруссии
Рис. 4. Открытка из сатирической серии «Грязевые ванны для русских в Восточной Пруссии». 1914 г. [20]

Еще одна серия цветных открыток «Тильзит в мировой войне 1914 года» была сделана по рисункам В. Бюргера и выпущена в Тильзите (совр. Советск Калининградской области); она пользовалась такой популярностью, что ее напечатали в виде роскошного подарочного комплекта [5]. Одной из популярных тем на фотооткрытках стало изображение поверженной техники и оружия врага — артиллерийских орудий, груд винтовок и особенно обломков сбитых русских самолетов (рис. 5).

 

первая мировая война в восточной пруссии
Рис. 5. Обломки сбитого российского самолета близ г. Нейденбурга (совр. Нидзица, Польша). 1914 г. [16]

Примерно 2/3 всех выпущенных в 1914—1918 гг. восточнопрусских открыток по военной тематике — это фотоснимки разрушений: пробитые купола храмов, изуродованные артиллерийскими снарядами башни, целые кварталы развалин с остовами зданий и обгорелыми печными трубами на переднем плане (рис. 6). Открытки на эту тему выпускались целыми сериями («Война на Востоке», «Война в Восточной Пруссии», «Опустошение русскими Восточной Пруссии», «Картины войны из Восточной Пруссии», «Во времена русских») по несколько десятков и сотен штук в серии [7, S. 111—113, 136]. Почти во всех случаях указывалось название конкретного населенного пункта, часто прямо называлась причина нанесенного ущерба (действия вражеских варваров). Например, изображение города Домнау (совр. пос. Домново Калининградской области) сопровождалось подписью «Город с 2000 жителей был полностью разрушен русскими» [5]. Открытки с видами разоренных восточнопрусских городов и сел многими тысячами расходились по всей Германии, не случайно их большими тиражами печатали в Берлине и Лейпциге.

 

первая мировая война в восточной пруссии
Рис. 6. Разрушения в Шталлупёнене. 1914 г. [5]

Эти сюжеты оказались как нельзя кстати для немецкой пропагандистской машины, так как давали возможность властям объяснить населению цели войны и укрепить боевой дух нации. Ведь после нарушения бельгийского суверенитета и начала войны на два фронта Германия в мировом общественном мнении предстала в роли агрессора. Рассказ о вторжении вероломного врага в Восточную Пруссию и его бесчинствах на немецкой земле должен был поддержать миф об «оборонительная войне», которую пришлось вести Германии, окруженной со всех сторон агрессивными государствами Антанты [26, S. 24—27].

Фотографии развалин, несмотря на их пропагандистскую направленность, представляют собой интереснейший источник, который дает возможность наглядно представить их масштабы и интенсивность боев за Восточную Пруссию. Более того, разрушения в отдельных населенных пунктах задокументированы в десятках снимках[7], что позволяет, например, с использованием геоинформационных систем и 3D-моделирования произвести очень точные подсчеты нанесенного военными действиями ущерба.

Ту же пропагандистскую цель (Германия — пострадавшая, обороняющаяся сторона в войне) преследовала и еще одна весьма многочисленная серия под общим названием «Восточнопрусские беженцы», изображавшая несчастных, лишившихся крова над головой и всего имущества жителей различных городов и сел охваченной пламенем войны пограничной немецкой провинции (рис. 7).

 

первая мировая война в восточной пруссии
Рис. 7. Открытка из серии «Восточнопрусские беженцы». 1914 г. [5]

Русского человека не может оставить равнодушным серия открыток с фотографиями наших соотечественников, оказавшихся в германском плену на территории Восточной Пруссии. Они изображены на десятках открыток в самых разных ситуациях: идущие колонной под охраной немецких солдат, роющие окопы на линии фронта, выполняющие различные работы по строительству укреплений или расчистке городов от завалов. Немало довольно мирных бытовых сценок, где с первого взгляда трудно отличить военнопленных и их охранников (рис. 8). На многих снимках можно ясно разглядеть симпатичные лица русских солдат и офицеров, оказавшихся на чужбине [3]. Очевидно, что образы военнопленных призваны были внушить подданным кайзера мысль о непобедимости немецкого оружия. Однако американский историк Кеннет Стьюер, специально занимавшийся вопросом использования образов военнопленных в пропагандистских целях, не без иронии заметил, что выпускавшиеся огромными тиражами снимки военнопленных (а их в Германии находилось 2,8 млн. из 29 стран), на самом деле, «могли лишь деморализовать немцев, так как являлись наглядной иллюстрацией того, что с Центральными державами воюет бóльшая часть мира» [23, p. 157].

 

первая мировая война на территории восточной пруссии
Рис. 8. Русские военнопленные в г. Нейденбурге. 1914 г. [5]

В объектив фотографов очень часто попадали, а затем и тиражировались на печатных станках воинские кладбища, братские могилы и одиночные захоронения с православными крестами павших на поле боя в Восточной Пруссии русских солдат. Пропагандистский потенциал таких образов вполне понятен [7, S. 140—141; 17, S. 276], хотя очень трудно представить себе этические предпочтения и эстетические вкусы покупателей таких открыток.

Интересно проследить, как военная тематика отразилась на открытках, представлявших мирный тыл: военная техника или военнослужащие в обычном городском пейзаже; солдаты, пришедшие на побывку домой, в окружении друзей и родственников; группа военных с девушками отдыхают на пляже в Кранце (совр. Зеленоградск Калининградской области) или Пальмникене (совр. пос. Янтарный Калининградской области) и т. п. [22].

Наконец, нельзя не сказать об интенсивном использовании в пропагандистских целях политической карикатуры, образцы которой уже приведены выше. Сатирический образ, особенно при его многократном повторении, легко впечатывается в сознание, что делает карикатуру не просто иллюстрацией, но и действенным инструментом формирования общественного сознания, создания устойчивых стереотипов о том или ином объекте или событии [26, p. 24—25]. Любопытно посмотреть, как изменился образ русского солдата-пограничника в течение буквально нескольких месяцев после начала войны (рис. 9).

 

граница россии с восточной пруссией
Рис. 9. Фрагмент немецкой открытки 1914 г. с изображением русского пограничника на границе с Восточной Пруссией.

 

первая мировая война в восточной пруссии
Рис. 10. Карикатурный образ русского солдата-пограничника «Дмитрия» на открытке, изданной после начала войны [5; 20]

Подводя итоги обзору немецких военных открыток времен Первой мировой войны, нелишним будет вспомнить знаменитое изречение Отто фон Бисмарка о том, что никогда не врут так много, как перед выборами, во время войны и после охоты. В этом смысле немецкие открытки времен Первой мировой войны имеют историческую ценность прежде всего с точки зрения изучения военной пропаганды, а также стереотипов общественного сознания, на которое они оказывали большое воздействие, будучи самым массовым и тиражным источником информации о военных событиях, распространяемых на рыночных условиях спроса и предложения и, стало быть, отражающих существовавшие в то время вкусы и представления широкой публики [10, S. 11, 15]. Вместе с тем часть запечатленной на открытках визуальной информации представляет интерес и для изучения других сфер жизни, связанных прежде всего с историей повседневности.

 

 

 

___________________________

 

 

 

[1] Поиск иллюстрированных открыток удобно осуществлять через порталы Немецкой цифровой библиотеки и Федерации цифровых библиотек Польши [9; 13].

[2] О технике печати открыток в начале XX в. см.: [18, S. 7; 10, S. 13; 25].

[3] Так, в 1898 г. в Германской империи было произведено от 300 до 400 млн открыток с фотографическими изображениями [2, c. 65].

[4] Для военных лет соответствующая статистика, к сожалению, отсутствует.

[5] Международный стандарт почтовой карточки 9 × 14 см был принят на Всемирном почтовом конгрессе в Париже в 1878 г.

[6] Первоначально она называлась «открытой карточкой» (Offene Karte), использовались также названия «печатная карточка» (Drucksachenkarte) или «карточка с сообщением» (Aviskarte).

[7] Так, сохранилось более 40 открыток с видами развалин Ортельсбурга (совр. г. Щитно в Варминьско-Мазурском воеводстве Польши).

 

 

 

 

Список литературы и источников

 

  1. Издатели открыток по восточнопрусской тематике. URL: http://www.eastprussia.ru/izdateli-otkrytok-po-vostochno-prusskoj-tematike/ (дата обращения: 20.09.2015).
  2. Курило О. Морские курорты Восточной Пруссии в объективе фотографов с конца XIX века до начала Второй мировой войны // Вестник Российского государственного университета им. И. Канта. 2009. Вып. 12. С. 63—69.
  3. Нагорная О.С. Позитив и негатив: визуализация образа российских военнопленных Первой мировой в русской и немецкой пропаганде (1914—1917) // ОЧЕ-видная история. Визуальные источники по истории России ХХ века. Челябинск, 2008. С. 115—128.
  4. Aalhuizen R. German Postal History. URL: http://www.aalmeyer.com/1%20website.html (дата обращения: 30.10.2015).
  5. BildarchivOstpreußenURL: http://www.bildarchiv-ostpreussen.de/index.html.de (дата обращения: 30.10.2015).
  6. Bremm K.-J. Propaganda im Ersten Weltkrieg. Darmstadt, 2013.
  7. Brocks Ch. Die bunte Welt des Krieges. Bildpostkarten aus dem Ersten Weltkrieg 1914—1918. Essen, 2008.
  8. Das Bildarchiv des Deutschen Historischen Museum. URL: http://www.dhm.de/collections-research/sammlungen0/picture-archive.html (дата обращения: 2.12.2015).
  9. Deutsche Digitale Bibliothek. URL: https://www.deutsche-digitale-bibliothek.de/ (дата обращения: 15.01.2016).
  10. Eckart W.U. Die Wunden heilen sehr schön: Feldpostkarten aus dem Lazarett 1914—1918. Stuttgart, 2013.
  11. Eine kleine Geschichte der Ansichtskarte. URL: http://www.akpool.de/informationen/alte-ansichtskarten (дата обращения: 12.12.2015).
  12. Erster Weltkrieg: Die Feldpost aus den deutschen Schützengräben. URL: http://www.n24.de/n24/Wissen/History/d/4257106/die-feldpost-aus-den-deutschen-schuetzengraeben.html (дата обращения: 10.01.2016).
  13. Federacjabibliotekcyfrowych. URL: http://fbc.pionier.net.pl/ (дата обращения: 02.12.2015).
  14. Geschichte der Postkarte. URL: http://www.postkartenparadies.de/geschichte-der-postkarte.php (дата обращения: 12.12.2015).
  15. Heckmann A. Herzliche Grüße von der Front. URL: http://www.kn-online.de/Schleswig-Holstein/Aus-dem-Land/Der-Erste-Weltkrieg-im-Norden/Serie-Der-Norden-und-der-grosse-Krieg-Postkarten-von-der-Front (дата обращения: 15.01.2016).
  16. Historische Bildpostkarten— Universität Osnabrück (Kämpfe 1914—1918; Heimat und Front 1914—1918). URL: http://www.bildpostkarten.uni-osnabrueck.de/index.php (дата обращения: 12.12.2015).
  17. HolzerA. Die andere Front. Fotografie und Propaganda im Ersten Weltkrieg. Darmstadt, 2007.
  18. Kaufmann G. Die Bildpostkarte in Deutschland. Hamburg, 1965.
  19. Krause K. Zur Geschichte der Postkarte. URL: http://www.zos.uni-kiel.de/zur-geschichte-der-postkarte (дата обращения: 15.01.2016).
  20. Kriegssammlungen in Deutschland 1914—1918. URL: https://www.kriegssammlungen.de/index.php/popup?datensatznr=159 (дата обращения: 10.01.2016).
  21. May O. Zur Geschichte der Propaganda-Postkarte. Hildesheim, 2012.
  22. Phillips S. A. World War I Postcards. URL: http://www.worldwar1.com/heritage/postcards.htm (дата обращения: 19.01.2016).
  23. Steuer K. German Propaganda and Prisoners-of-War during World War I // World War I and Propaganda. Leiden, 2014. P. 155—180.
  24. Stołpiec M. Historia pocztówki w Polsce i na świecie. URL: http://www.muzeumtkactwa.pl/index.php/muzeum/artykuly/440-historia-pocztowki-w-polsce-i-na-swiecie (дата обращения: 12.12.2015).
  25. The postcard album: postcard printer & publisher research. URL: http://www.tpa-project.info/ (дата обращения: 10.01.2016).
  26. Welch D. Germany, Propaganda and Total War, 1914—1918. The Sins of Omission. New Brunswick, 2000.
  27. Wielinga M. Postcards of the First World War. URL: http://www.wereldoorlog1418.nl/great-war-picture-postcards/01-picture-postcards/index.html (дата обращения: 12.12.2015).
  28. World War 1. Prisoners of War on Picture Postcards. URL: http://www.worldwar1postcards.com/ww1-prisoners-of-war-postcards.php (дата обращения: 10.01.2016).

 

 

______________________

 

 

Опубликовано: Костяшов Ю.В. Первая мировая война в Восточной Пруссии на немецких почтовых открытках // Honoris causa : сборник научных статей, посвященный 70-летию профессора Виктора Владимировича Сергеева. СПб.: Нестор-История, 2016. C. 195-206.  ISBN 978-5-4469-0868-4.

 

 

 

 

 

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Решите уравнение *Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.