Как уже говорилось, к началу Первой мировой войны большинство армий стран-участниц имели в своём составе самокатные подразделения. Самокатчики использовались для разведывательных и курьерских целей, для патрулирования местности и транспортировки больных и раненых. Италия использовала велосипедистов-берсальери на протяжении всего периода войны. Каждый немецкий егерский батальон имел в своём составе самокатную роту (Radfahrkompanie), а к концу войны в составе немецкой армии насчитывалось уже около 80 самокатных рот. Часть из них была объединена в велосипедную бригаду. В составе армий Франции и Бельгии численность велосипедов, по некоторым оценкам, достигала 150000 единиц.
Начиная с 1908 года в британской армии были созданы 9 самокатных батальонов, состоящих из добровольцев-резервистов, входящих в состав так называемых территориальных войск (territorial forces). Этим войскам была поставлена задача несения службы внутри страны, в том числе и в случае начала войны. Уже в начале августа 1914 года часть бойцов территориальных войск изъявила желание отправиться на фронт и была зачислена в первую очередь резерва, оставшиеся перешли во вторую очередь резерва на условиях несения службы внутри страны.
Поначалу все самокатчики были задействованы в охране морского побережья Великобритании, и в силу придаваемой этой службе важности, никто из них не был отправлен на фронт. В дальнейшем небольшая часть резерва первой очереди всё же оказалась на фронте и приняла участие в боевых действиях наряду с регулярными частями британской армии.
В 1915-1916 году несколько самокатных батальонов территориальных войск были преобразованы в 1-й и 2-й армейские велосипедные дивизионы, которые просуществовали лишь несколько месяцев, дислоцировались в Британии и участия в боевых действиях не принимали.
Самокатчики Королевского Шотландского полка в марте 1918 года были переброшены в Архангельск во время интервенции странами Антанты России во время гражданской войны.
Два батальона самокатчиков, 25-й Лондонский и Кентский, в 1919 году приняли участие в Третьей англо-афганской войне.
После окончания Первой мировой все самокатные подразделения в британской армии были преобразованы либо в артиллерийские подразделения, либо в сигнальные.
Рекламный плакат, призывающий добровольцев вступать в 25-й Лондонский велосипедный полк. 1915.
Самокатчики 26-го Миддлсексского полка.
Обложка журнала «Cycling» за октябрь 1914. Попавший в засаду британский велосипедист отстреливается от врага.
Спасение раненого велосипедиста-разведчика. 1915.
Велосипедный патруль 7-го Девонского полка. Апрель 1915.
«Велосипедисты! Король и страна нуждаются в вас!». Призыв к добровольцам вступать в ряды Эссексского полка. 1915.
Британский агитационный плакат времён Первой мировой: «Почему бы не покрутить педали для короля? Велосипед предоставляется. Плохие зубы не помеха.»
Хэмпширские самокатчики и Девонский патруль.
Самокатчики Норфолкского полка.
Велосипедист 10-го батальона Королевского Шотландского полка.
Отдых на марше. Декабрь 1914.
«Спасая донесение.» Примечательно, что британский лётчик даже не пытается сражаться с приближающимся врагом.
Отряд велосипедистов-индийцев. Сомма, 1916.
Военная модель британского велосипеда «Свифт». 1915.
Британцы использовали три типа велосипедов: военные роадстеры, военные складные, и гражданские роадстеры.
Большую часть велосипедов в армии любой страны в те времена составляли как раз велосипеды последнего типа, оснащённые задним багажником.
Военные роадстеры представляли собой несколько изменённые под армейские нужды те же самые гражданские модели. Как правило, это были односкоростные модели с добавлением некоторых особых приспособлений, таких как передний багажник, клипсы для крепления винтовки к раме, сумка с набором инструментов для ремонта. Рама таких велосипедов могла быть усиленной.
Армейская модель 1911 года Mark IV от BSA с колёсами 24″ была одним из самых распространённых в армии Соединённого королевства велосипедом.
Складные модели собственного производства имели армии Британии (в основном, это были велосипеды фирмы BSA — Birmingham Small Arms Company Limited), Австрии, Франции, Италии, России и Германии.
Самокатчики Ланкаширского фузилёрного полка со складным велосипедом BSA.
Складной велосипед «Пежо» системы капитана Жерара (1912).
В сложенном виде.
Австрийский армейский складной велосипед «Steyr» модели М10 (1912).
Он же в сложенном виде.
Армейские складные модели велосипедов времён Первой мировой войны. Слева направо: «Пежо», «Бьянчи», «Штейр».
В сложенном виде. Слева направо: «Штейр», «Пежо», «Бьянчи».
Основное отличие этих трёх моделей складных армейских велосипедов друг от друга в диаметре колёс и размере рамы. Австрийский «Штейр» имел размер 28″, «Пежо» — 26″, а «Бьянчи» — 24″. Австриец не очень прост в складывании и раскладывании в отличие от француза и итальянца. Вес его составляет 16 кг. «Пежо» весит 15 кг, а самым тяжелым является «Бьянчи» — 20 кг.
Реклама немецкого производителя велосипедов «Виктория». 1890-е годы.
Гражданская модель велосипеда «Виктория», приспособленная для армейских нужд.
Велосипед «Виктория» с так называемым «пружинным колесом».
Пружинные колёса использовались немцами из-за нехватки каучука. По твёрдому покрытию ездить на них было не очень комфортно, но при езде по бездорожью они вполне себя оправдывали.
Рисунок из патента на изобретение пружинного колеса.
Американский военный тандем.
Британский армейский велосипед «Royal Enfield» с описанием технических характеристик. 1914.
Американский производитель велосипедов Columbia. 1919.
Модель военного велосипеда образца 1921 года.
Отряды военных велосипедистов существовали также в составе Австралийских имперских сил (АИС), созданных в 1914 году для участия в Первой мировой войне. После эвакуации австралийских частей из Галлиполли (Турция) в Египет в начале 1916 года и их последующей реорганизации, в составе всех пяти пехотных дивизионов были созданы велосипедные роты. Затем части АИС были переброшены во Францию на западный фронт.
Австралийские самокатчики в основном использовали велосипеды фирмы BSA и были вооружены винтовками «Ли-Энфилд» модели SMLE. За время войны в общей сложности через самокатные подразделения прошло около 3000 австралийцев. Несмотря на то, что непосредственно в боевых действиях австралийские самокатчики участия не принимали, среди погибших солдат числится несколько десятков военных велосипедистов.
Австралийские велосипедисты в Египте. Конец 1915.
Австралийские самокатчики. 1915.
Самокатчики 1-го велосипедного батальона АНЗАК. 1917.
Британские самокатчики после эвакуации из Галлиполи. Египет, 1915.
Британские оружейники ремонтируют велосипеды под артиллерийским обстрелом. Первая мировая война.
Велосипедист с полевым телефоном. 1915.
Гуси-гуси, га-га-га…
Несколько иллюстраций из британского журнала The War Illustrated (1914), выходившего с 22 августа 1914 по 8 февраля 1919, и с 16 сентября 1939 по 11 апреля 1947 года.
«Город в Восточной Пруссии, который встал на пути русской армии, подвергшийся артиллерийскому обстрелу во время одного из боев с армией Гинденбурга. Германия была наказана за нападение на беззащитную Бельгию, но без тех зверств, которые она сотворила во Фландрии».
«Во время своих оборонительных действий перед превосходящими силами противника, бельгийцы совершили множество пеших маршей. Это фото показывает бельгийцев, отступающих вместе с военными велосипедистами из Остенде, после того, как оборонять город стало невозможно».
«Фото из немецких источников: отряд немецких связистов протягивает телефонные провода через импровизированный пешеходный мост рядом с Нюпором во время долгих боёв возле Кале.»
«Части бельгийской кавалерии проезжают мимо пехотных частей, среди которых есть и отдыхающие на обочине французские товарищи. Как доходчиво объяснил сэр Конан Дойль, кавалерия стала в этой войне универсальным видом войск. Часто британские всадники действуют как пехотинцы, когда нет необходимости в кавалерийских действиях.»
Бельгийские карабинеры-самокатчики.
Бельгийские самокатчики.
Карабинеры-велосипедисты бельгийской армии времён Первой мировой войны.
Французские самокатчики. 1908 год (по почтовому штемпелю)
Голландские велосипедисты. 1914.
Японский курьер пытается оторваться от казацкого разъезда. 1904.
Швейцарские самокатчики созерцают передислокацию артиллерийской части. 1914-1918.
В армии Швеции первые самокатные подразделения появились в 1901 году, когда Готландский пехотный полк заменил используемых им лошадей на велосипеды. К 1942 году у шведов имелось 6 пехотных полков, оснащённых велосипедами (в основном, моделями m/30s и m/42s). Полевые связисты использовали также тандемы. В связи с нехваткой собственных велосипедов m/30s, в 1930-е годы шведы закупали у итальянцев складные модели велосипедов «Бьянки», получившие артикул m/1927.
Велосипеды m/30 и m/42 были самыми распространёнными моделями в армии Швеции. По взаимному соглашению, их выпускали сразу несколько фабрик (Rex, Husqvarna, Monark, Nymans).
В 1947 году началось постепенная реорганизация велосипедной пехоты. и к 1952 году все самокатные полки были расформированы. До конца 1980-х продолжал существовать стрелковый велосипедный батальон (cykelskyttebataljon).
Рота шведских самокатчиков на велосипедах m/1901s. 1914 год.
Шведский офицер-самокатчик со своим m/1901, первым шведским военным велосипедом, выпускавшимся с 1901 года.
Набор инструментов и оборудования для велосипеда m/30.
Шведские пехотинцы-самокатчики с противотанковыми ракетами. Вторая половина ХХ века.
В 1970-х годах армейские велосипеды моделей m/42s, m/104as, и m/105as поступили в свободную продажу. Дешёвые и неприхотливые в обслуживании, они сразу стали популярным средством передвижения среди студентов. Когда оригинальные экземпляры на армейских складах закончились, их реплики стала производить созданная в 1997 году тремя бывшими студентами фирма «Kronan АВ», купившая у министерства обороны Швеции чертежи и права на производство модели m/42. В настоящее время велосипеды «Kronan» на основе армейской модели m/42 собираются в Польше. Помимо аутентичной односкоростной модели, начиная с начала 2000-х годов появились в продаже также и трёхскоростные модели на дисковых тормозах.
Отряд шведских самокатчиков на велосипедах m/42s едут за трактором, держась за специальный буксировочный трос. 1940-е.
В армии Польши времён II Речи Посполитой самокатные подразделения существовали в составе как пехотных, так и кавалерийских частей. Но эти подразделения должны были быть мобилизованы лишь в случае войны.
Самокатная рота в составе пехотной дивизии должны была быть самостоятельным подразделением и иметь по штату 4 офицеров и 212 унтер-офицеров и нижних чинов. Среди прочего, на вооружении имела 9 ручных пулемётов. Во время Осенней кампании 1939 года в составе Войска польского было мобилизовано, по меньшей мере, 38 самокатных пехотных рот (kompania kolarzy).
Самокатные эскадроны (szwadron kolarzy) в составе кавалерийских бригад также формировались лишь на период военного времени. Они должны были выполнять функции разведывательных отрядов. Каждый самокатный эскадрон состоял из трёх взводов, состоящих из четырех отделений по 6 человек. Три отделения имели на вооружении ручной пулемёт, одно — станковый. В сентябре 1939 года в составе кавалерийских бригад было сформировано 11 самокатных эскадронов.
Войско Польское использовало для своих нужд велосипеды фабрик Яна Каминьского (Варшава) и «Лучник» (Радом).
В боевых действиях против сил вермахта польские самокатчики каким-то особым образом себя не проявили.
Польские самокатчики. Ок. 1920 года.
Польские военные самокатчики. Конец 1930-х.
Самокатчики Войска польского. Конец 1930-х.
Подразделение польских военных велосипедистов проезжает через Белосток. 1930-е.
Как известно, Дания сопротивлялась вторжению немецких войск, начавшемуся 9 апреля 1940 года, аж целых 6 часов. При этом потери вермахта составили 2 человека убитыми, 10 были ранены. О том, как доблестно датская армия оборонялась от нашествия фашистских полчищ, в 2015 году был снят художественный фильм «9 апреля» (9. april). Фильм повествует как раз о взводе велосипедистов, принявшем участие в боях на юге Дании.
Военные велосипедисты армии Дании едут то ли навстречу немцам, то ли наоборот. 1940.
Финская армия, в отличие от датской, довольно успешно применяла самокатчиков как во время русской-финской войны, так и позднее, во время Второй мировой.
Президент Финляндии Ристо Рюти и фельдмаршал Маннергейм во время военного смотра. Июнь 1944.
Финские самокатчики. Лапландия. 1944.
Голландский военный оркестр на велосипедах. Конец 1930-х.
И снова военный оркестр голландской армии. 1939.
Учения голландских самокатчиков. Почтовая открытка. 1906 год (по почтовому штемпелю).
Передвижная голубятня швейцарской армии. 1914-1918.
Швейцарский самокатчик с почтовыми голубями. 1914-1918.
Когда-то почтовых голубей использовали многие армии мира. Швейцарский военный голубятник на велосипеде. 1914-1918.
Швейцарский разведывательный патруль, вооружённый клетками с почтовыми голубями. 1918-1918.
Велосипеды можно перевозить так…
или так…
Адольф Гитлер одно время служил при штабе связным-велосипедистом. 1914.
Отряд немецких велосипедистов в Арденнах. 1914.
Германский велосипедный патруль в засаде. Почтовая открытка, 1910-е.
Немецкие самокатчики. Первая мировая война.
Немецкий самокатчик со складным велосипедом. 1916.
Реклама австрийских шин «Семперит». Конец 1930-х — начало 1940-х.
Пленные бельгийские солдаты идут навстречу немецким велосипедистам. 1940.
Немецкие войска. Западная Европа. Вторая мировая война.
Немецкие войска на оккупированном острове Джерси. Начало 1940-х.
Вермахт. Бельгия. 1940.
Немецкие самокатчики на отдыхе.
Немецкие парашютисты. Оккупированная Голландия. 1940.
Самокатчики 78-го егерского полка.
Немецкие самокатчики в лесу. Вторая мировая война.
Передвижная радиостанция. Вторая мировая война.
Немецкий горный стрелок с велосипедом форсирует водную преграду. Норвегия. 1940.
Самокатчики вермахта на марше. Немецкая почтовая открытка, изданная на португальском языке. Начало 1940-х.
Состоявший на вооружении вермахта военный велосипед Тип-41.
Военный велосипед Тип-45.
Тележка-прицеп для велосипеда.
Тележка-прицеп в сложенном виде.
Немецкий военный велосипед с навесным оборудованием.
Велосипед с ручным пулемётом MG 34.
Велосипед с тубусом для сменного ствола для пулемёта MG 34.
Велосипед с треногой для пулемёта MG 34.
Велосипед с противотанковым ружьём. 1939.
Велосипед с коробкой для перевозки ручных гранат.
Велосипед с коробкой для мин для лёгкого миномёта калибра 50 мм.
Велосипед с легким миномётом калибра 50 мм образца 1936 года Granatwerfer 36.
Самокатчики вермахта проходят по улицам Каунаса. 23 июня 1941.
Немецкие велосипедисты переправляются через реку. Вторая мировая война.
Подразделение немецких самокатчиков въезжает в Новгород. Август 1941.
Форсирование водной преграды. Вторая мировая война.
Оккупированная Украина. 1941.
Самокатчики на отдыхе. Немецкая почтовая открытка. Начало 1940-х.
Солдаты вермахта. Северная часть Восточного фронта.
Под обстрелом. Вторая мировая война.
Солдат испанской Голубой дивизии под Ленинградом. 1942.
Истребители танков. Бреслау. Март 1945.
Британский солдат и пленные истребители танков из гитлерюгенда.
Британский десант в Нормандии. 1944.
Канадские части высаживаются в Нормандии. 1944.
Высадка в Нормандии. 1944.
Британские самокатчики высаживаются на берег.
Рядовой 1-го Канадского парашютного батальона с велосипедом BSA. 1944.
Британский десантник со складным велосипедом BSA готовится к прыжку.
Британский десантник со складной моделью велосипеда BSA.
Нормандия. Июнь 1944.
Бойцы 2-го Восточного Йоркширского полка движутся к Кольвилль-сюр-Мер. 6 июня 1944.
Японские военные велосипедисты в Сингапуре. 1942.
Японские самокатные подразделения на Филиппинах. 1941-1942.
Во время войны во Вьетнаме бойцы Вьетконга активно использовали велосипеды для передвижения по джунглям.
Бойцы Вьетконга в джунглях.
Источники:
Википедия
Румянцев Е.А. Справочник по организации и составу германской армии после проведения мобилизации в августе 1914.
Kohn R.S Bicycle troops. — Booklife, 2011.
D.R. Maree Bicycles in the Anglo-Boer War of 1899-1902. Military History Journal of The South African Military History Society, vol. 4 No. 1 — June 1977.